Внимание детей пятого года жизни
становится более устойчивым. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции
поведения. Развиваются процессы запоминания и припоминания, совершенствуется
зрительное и слуховое восприятие. Увеличивается запас слов, речь становится
более связной и последовательной. Дошкольники уже имеют определённую
музыкальную подготовку. Повышается способность откликаться на содержание музыкальных
произведений. Дети эмоционально воспринимают и сопереживают разное настроение
песен. У них сформировались некоторые певческие навыки, укрепились голоса,
несколько увеличился диапазон, более организованным стало дыхание, более точным
произношение отдельных звуков, слов. Это позволяет расширить объем певческих
умений. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр
голоса, силу звучания, узнают и запоминают песни, пытаются передать их
выразительные интонации. Поэтому и музыкальный язык песен становится более
красочным и разнообразным. Возрастают певческие возможности детей. Дыхание
становится более глубоким и продолжительным.
При обучении пению детей в средней группе задачи
следующие:
♦ учить детей петь
выразительно, естественным голосом, без напряжения;
♦ петь протяжно, брать
дыхание между короткими музыкальными фразами;
♦ произносить слова внятно,
правильно;
♦ учить вместе начинать и
заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, прислушиваться к
голосам других детей;
♦ петь в сопровождении
инструмента и без него.
Прежде всего надо научить детей петь естественно и без напряжения.
Одновременно развивается навык правильного, своевременно взятого дыхания,
умения спеть музыкальную фразу до конца. Правильному произношению также
уделяется внимание: разъясняется содержание песни, значение непонятных слов,
подчёркивается выразительность литературного текста. Вместе с тем на занятиях
вырабатывается артикуляция, детей учат активно открывать рот во время пения.
Большого внимания требует развитие навыка слаженного коллективного
пения, который выражается в умении одновременно начать и окончить песню. В
этом возрасте у детей еще сохраняется тенденция опередить поющих или отстать от
них. Педагог учит соблюдать общий темп в пении и выполнять несложные музыкальные
оттенки в соответствии с содержанием произведения.
Самые легкие, удобные в певческом
отношении песни становятся достоянием детей, и они с успехом применяют их в
своей самостоятельной деятельности. Тематика песенного репертуара более разнообразна,
чем в младших группах. В соответствии с этим обогащаются и средства музыкальной
выразительности в песнях для детей этого возраста. Интересна и доступна для
них яркая изобразительность музыки в песнях. Перед ребенком раскрывается и мир
природных явлений в поэтических русских народных попевках, песнях.
Песенный программный репертуар соответствует особенностям голоса
детей 4—5 лет. В песнях небольшой диапазон, короткие музыкальные фразы. Но все
чаще в них появляются различные окончания одинаковых музыкальных фраз. Эту
особенность необходимо учитывать при разучивании песен.
В процессе обучения используются те же
приемы, что и в предыдущей группе, но слово начинает играть всё большую роль.
После того, как дети выучили песню, её надо на некоторое время отложить. Дети
сами попросят повторить её. Если же это не произойдет, то педагогу необходимо
найти интересный способ напоминания о песне. Знакомые, хорошо выученные песни
надо чаще повторять без инструментального сопровождения. Это лучшее средство
для выработки чистоты интонации, для включения песни в быт, в повседневную
жизнь ребенка.
К концу года пятилетние дети овладевают такими навыками: петь
выразительно, естественным звуком, без напряжения, протяжно, брать дыхание
между короткими музыкальными фразами, произносить слова внятно, правильно, вместе
начинать и заканчивать песню, правильно передавать несложную мелодию. Петь
согласованно, прислушиваясь к голосам других, петь с инструментальным
сопровождением и без него.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.