Музыкально-ритмические движения

 

Дошкольный возраст - период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.

На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки. У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).

Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говорят о музыке, способны отметить двух- и трехчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его каким-либо характерным движением. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии с метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят.
Сформулируем конкретные задачи музыкально-ритмического воспитания на музыкальных занятиях:
Развитие музыкально-ритмических навыков детей

Основные навыки и умения

Задачи

Общий характер музыки, регистровые изменения

Двигаться в соответствии с контрастным характером музыки, с регистрами (высокий, низкий)

Динамические оттенки

Изменять движения соответственно изменению силы звучания (громко –тихо)

Темповые изменения

Двигаться в умеренном и быстром темпе

Метроритм

Двигаться в соответствии с метрической пульсацией, исполнять простейший ритмический рисунок

Форма музыкального произведения

Начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой, с ее двухчастной формой


    Эти задачи решаются при выполнении
музыкально-ритмических движений. К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.
Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.
В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия. В этих играх сюжетные поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.
Если в сюжетных играх детей младшей группы происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает), то в средней группе повышаются требования к сходству с образом, переживанию его.
    Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.
Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.
1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:
♦ пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных движений;
♦ современный детский танец;
♦ народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца;
♦ хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;
♦ характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж;
♦ детский бальный танец.
2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся:
♦ пляска типа «зеркало»;

♦ пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;

♦ пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.
 Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.
Назначение упражнений различно:
♦ упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, прыжки);
♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам;
♦ образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей.

Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.