Дошкольный возраст - период
накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального
восприятия. Музыкально-ритмические движения - это активная
деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. В зависимости от возрастного развития характер
музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.
На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать
знакомые мелодии, различать самые яркие средства музыкальной выразительности,
определять характер музыки. У них дифференцируются слуховые ощущения, они
двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают
движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более
разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой,
выставление ноги на пятку).
Дети пятого года жизни могут делать краткие
замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики,
сюжета, меньше говорят о музыке, способны отметить двух- и трехчастную форму в
движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить
выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его каким-либо
характерным движением. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии с
метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная
передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они
не всегда точно это воспроизводят.
Сформулируем
конкретные задачи музыкально-ритмического воспитания на музыкальных занятиях:
Развитие
музыкально-ритмических навыков детей
Основные
навыки и умения
|
Задачи
|
Общий
характер музыки, регистровые изменения
|
Двигаться
в соответствии с контрастным характером музыки, с регистрами (высокий,
низкий)
|
Динамические
оттенки
|
Изменять
движения соответственно изменению силы звучания (громко –тихо)
|
Темповые
изменения
|
Двигаться
в умеренном и быстром темпе
|
Метроритм
|
Двигаться
в соответствии с метрической пульсацией, исполнять простейший ритмический
рисунок
|
Форма
музыкального произведения
|
Начинать
и заканчивать движение одновременно с музыкой, с ее двухчастной формой
|
Эти
задачи решаются при выполнении
музыкально-ритмических движений. К наиболее распространенным видам
музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.
Музыкальные
игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети
определенный сюжет или выполняют игровые задания.
В
сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия. В этих играх сюжетные
поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.
Если
в сюжетных играх
детей младшей группы происходит простейшая имитация движений (воробушек машет
крыльями, зайчик прыгает), то в средней группе
повышаются требования к сходству с образом, переживанию его. Несюжетные
игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые
задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.
Важным
видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух
ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию
творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму
музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.
1. Пляски с зафиксированными движениями,
т. е. авторские, к которым относятся:
♦ пляски с участием взрослого; этот вид
пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых
с детьми или отличных движений;
♦ современный детский танец;
♦ народные пляски, в которых
используются подлинные элементы народного танца;
♦ хороводы с пением, движения которых не
связаны с текстом;
♦ характерный танец, в движениях
которого изображается данный персонаж;
♦ детский бальный танец.
2. Пляски-импровизации на основе
разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К
ним относятся:
♦ пляска типа «зеркало»;
♦ пляска, где дети сочиняют движения на
первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;
♦ пляска, где дети сочиняют движения для
ее первой и второй частей.
Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми
определенное место занимают упражнения - многократное выполнение одного и того
же движения в целях обучения.
Назначение упражнений различно:
♦ упражнения, используемые в целях совершенствования основных
движений (ходьба, бег, прыжки);
♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются
движения к играм и пляскам;
♦ образные упражнения, уточняющие различные игровые образы,
движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади);
образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения
индивидуальных ролей.
Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют
развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие
игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на
движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения
заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.
Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями
связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному,
нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.